Вы здесь

Наше тагильское

  • Русский
  • English
  • Deutsch
  • Français

Нижний Тагил гордился и всегда с восхищением будет называть имена первых предпринимателей Никиту и Акинфия Демидовых, положивших начало «Железной столице Урала», создавших на Урале мощную горнопромышленную империю.

Железо марки «Старый соболь» оставило о себе не только добрую память, но и положило начало высокому качеству работы тагильских металлургов. Это оно во второй половине ХУ111 века завоевало самый перспективный и объёмный рынок Европы – британский. Главные наши конкуренты, шведы, хоть и без восторга, но всё же признавали высокое качество тагильской продукции. В 1787 году один из ведущих деятелей «Железной конторы» (союз металлургов Швеции) Соломон фон Стоккестром записал свои впечатления от поступившего из Санкт-Петербурга железа: русские мастера «обладают полными знаниями о приёмах кричной работы», и полосовое железо «выковано» в высочайшей степени тщательно», связное железо «как правило, прямое и тонкое, с равными концами», мостовой металл «в высочайшей степени тонок, совершенно ровный и свободен от поверхностных пороков, гладкий и глянцевитый». Доказательством качества и авторитета тагильского металла было стремление его подделать. К примеру, австрийские и английские заводчики обманывали оптовых покуптелей, «подделывая клеймо, которое кладётся на русском железе после первой отковки».

В благоустроенной Европе умели делать металл, но вот добиваться пластичности, гибкости уральского металла, что позволяло делать из него оригинальные изделия, не могли. Нижнетагильские заводы были непременными участниками всех всероссийских (с 1829 года) и всемирных (с 1851 года) промышленных выставок, подтверждали право Тагила называться «железной столицей Среднего Урала». Оригинальная и разнообразная продукция завоёвывала многочисленные награды. Тагильские заводы получили золотые медали на Первой Российской выставке в Санкт-Петербурге 1829 года, Второй Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году, Парижской выставке 1867 года и высшую награду Гран-при на выставке в Париже в 1871 году. На первой публичной выставке мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге (1829 год) заводы наследников Демидовых были награждены золотой медалью за высокое качество продукции.

На Всемирной выставке в Лондоне тагильские заводы получили три медали второй степени (экспонировались образцы магнитной железной руды, чугун, железо полосовое, круглое, листовое, пудлинговая крица, сталь томлёная, самородная медь, золото и платиносодержащие пески). Настоящим открытием для европейцев стала великолепная коллекция из малахита (малахитовые двери, ваза, камин, круглый и прямоугольный столы, стулья, пресс-папье в форме книги из цельного малахита. А представленный фабрикой Демидовых малахитовый кабинет был признан самым «достопамятным и необыкновенным явлением в истории промышленности». На выставках представлялась «изюминка» - художественное бронзовое литьё Ф.Ф.Звездина. Высокой наградой всероссийских выставок было разрешение изображать на продукции государственный герб в виде двуглавого орла. Впервые такое право Нижнетагильские заводы получили в 1870 году.

На первой Всемирной выставке на американском континенте в 1876 году в Филадельфии тагильская продукция получила высшую бронзовую медаль. В 1878 году в Париже тагильские заводы экспонировали знаменитые узлы, завязанные в холодном виде; кубовое железо в виде бутылки и железный самовар, за что были удостоены высшей награды – Grand Prix, диплома и золотой медали. Но лучшей наградой было искреннее восхищение современников. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» не без гордости сообщала: «Глядя на разнообразие выставленных господами Демидовыми материалов и изделий, нельзя не удивляться изобилию русской земли и смышлености русского человека, умеющего пользоваться её дарами». Не только рудные богатства отмечались наградами на выставках, но и сами тагильчане. На Сибирско-Уральской выставке земский врач П.В Кузнецкий был удостоен большой медали, кустарю М.П.Копылову вручили малую серебряную медаль за выделку бураков, кустари Перезолов, Кокушкин, Токарев ,Волчёнков были награждены бронзовыми медалями Министерства финансов.

Добрую память в истории тагильской промышленности оставили мастера-самоучки и инженеры Кузнецов, Ф.И.Швецов, С.Е Козопасов, Е.А. и М.Е.Черепановы, П.П.Мокеев и др. О них рассказывается в разделе нашего сайта «Персоналии. От А до Я». Мировую известность Меднорудянское месторождение получило из-за большого количества добытого здесь малахита, который широко использовался в украшении Зимнего Дворца, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Изделия из него пользовались огромным спросом во Франции, Италии и Англии. Тагильская медь, как и всё тагильское, была высокого качества, занимала важное место в экономике Нижнетагильского горнозаводского посёлка. Из качественной тагильской меди (96 тонн) отлита статуя Свободы в США.

Тагильское золото. В Алмазном фонде Российской Федерации в настоящее время экспонируется самая выдающаяся в мире коллекция из двадцати золотых самородков. Среди них большинство тагильские (Уральский великан весом 7860,5 граммов, «Демидовский» - 4313,9 гр. и очень примечательный, окатанный, массой 4760,4 гр., названный «развилашкой», а современное его название – «Челюсти». Не сохранился самый крупный из когда-либо найденных на земном шаре самородков весом 9625,6 гр., найденный в 1943 году. Самая значимая из появившихся во второй половине ХХ века комплексных технологий получила название «Ванадиевый передел». Это выдающееся и до сих пор непревзойдённое по эффективности научно-техническое достижение тагильских металлургов (1960—е годы). 1968 год - рождение установки непрерывной разливки стали. В эти же годы разработаны технологии низколегированных сталей, прокатки экономичных профилей (группа разработчиков этой технологии была удостоена Диплома первой степени ВДНХ).

В 1959 году на Уралвагонзаводе внедрена в вагоностроении точечная сварка (в 1960 году коллектив авторов линии точечной сварки удостоен Диплома ВДНХ). Далеко за пределами России пользовался и сегодня пользуется огромным спросом "Тагильский поднос", Возник он, (раньше известного жостовского) более 260-ти лет назад и отличается от него фундаментальностью, металлической основой, оригинальным орнаментом, сюжетной росписью. Мастер-живописец, родоначальник династии тагильских художников, владелец специальной мастерской по изготовлению росписных железных изделий Андрей Степанович Худояров (1722-1804 гг.),владевший тайнами лакирования, передал своё мастерство своим сыновьям Вавиле и Фёдору. В 1830-1840-е годы в горнозаводском посёлке расцветают живописный и лакировальный промыслы. В 1806 году была открыта художественная школа для детей крепостных, в которой преподавали учителя с академическим образованием. Тагильские подносы с сюжетной росписью занимают достойное место в выставочных залах Эрмитажа.

Самый знаменитый из знаменитых «тагильчан» - это, конечно же, Т-34., «тридцатичетвёрка» - самый известный танк Великой Отечественной войны. Нет, наш город не является родиной этой боевой машины. Первенец российского танкостроения, вышедший из ворот завода «Красное Сормово», смог только что на скорости 8,5 километров проутюжить развалины дома и преодолеть полуметровую стену. Первый сормовский, первый российский танк (его копия) установлен на площади перед заводом. А рядом с ним на постаменте другой танк – Т-34, одна из первых мировых вершин, взятых отечественным танкостроением. Более 12 тысяч «тридцатичетвёрок» выпустили в годы войны сормовичи и были вторыми после Нижнего Тагила. Танков Т-34 произведено в годы войны более 50 - тысяч. Уральский танковый завод № 183 с декабря 1941 по июнь 1945 передал Красной Армии 25903 Т-34, т. е. более половины машин данного типа. О легендарной машине написано много. И всё-таки лучше, чем сказал об этой машине английский писатель Д.Оржилл не скажешь: «Он (Т-34) был детищем не внезапного наития, а трезвого здравого ума. Своим рождением он был обязан людям, которые сумели увидеть поле боя середины ХХ столетия лучше, чем смог сделать кто-нибудь другой на Западе». Кстати, многие из этих людей жили или живут, творили и творят в Нижнем Тагиле. Они продолжают традицию создавать лучшие образцы бронетехники, уникальной, неповторимой.

Кроме памятников знаменитой «тридцатичетвёрке» недавно тагильские танкостроители открыли памятник-мемориал её «младшему брату» - Т-72, которому принадлежит не один десяток рекордов. Всё в нём органично, всё талантливо. Жизнь Т-72 (танки живут меньше людей) была на удивление похожей на человеческую, полной коллизий и драматизма. И как многим людям, право на жизнь танку пришлось доказывать неоднократно. Испытывался он во всех климатических зонах: в лютые морозы Даурии, под палящим солнцем Каракумов, под дождём Белоруссии, на черноземье Украины, на горных дорогах Кавказа. За семь десятков лет танки разных модификаций, в том числе и Т-?2 (самый массовый танк ХХ столетия) стали частью истории Нижнего Тагила, промышленной культуры России. А сейчас нас удивляет Т-90с – «летающий танк». Серийное производство Т-90 началось в 1993 году, для их изготовления использовались только отечественные материалы и комплектующие. Заслуга в создании Т-90 и Т-90с принадлежит только Уралвагонзаводу. Сегодня славный коллектив закончил работу над самой лучшей машиной современности под названием «Армат». В декабре 2016 года тагильское танкостроение отметит своё 75-летие.

В последние 15 лет Нижний Тагил активно занимается выставочной деятельностью. Гордостью тагильчан стал Государственный демонстрационно-выставочный центр, не имеющий себе равных в мире по масштабам демонстрации боевых возможностей различных видов вооружения и военной техники. В Нижнем Тагиле уже проведено десять выставок вооружения, пять выставок «Оборона и защита» и три выставки железнодорожного транспорта. В 2017 году в начале сентября пройдёт Х1 «Российская выставка вооружений».

В мае 1942 года в вагоносборочном цехе Уралвагозавода авиационным заводом № 381 был собран первый советский сверхзвуковой истребитель БИ-1 конструкции В.Я.Березняка и А.М.Исаева с ЖРД Д-1-А-1100. 15 мая был испытан капитаном Г.Я.Бахчиванджи в Свердловске.

В 1942 году в механообрабатывающем цехе УВЗ создана первая поточная линия по обработке танковых деталей, что положило начало организации поточного производства танков. К концу войны было организовано 150 поточных линий по изготовлению танковых узлов и деталей. Впервые в мире в Нижнем Тагиле была внедрена поточно-конвейерная сборка танков.

1 октября 1954 года на Уралвагонзаводе было создано конструкторское бюро криогенного машиностроения.

4 октября 1957 года Уралвагонзаводом заправлена жидкими компонентами ракета, отправившая на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, за что главному конструктору по криогенной технике М.И.Веремьеву была присуждена Ленинская премия.

В 1961 году СКБ-250 УВЗ были созданы средства заправки жидким кислородом ракеты-носителя корабля «Восток» с первым в мире космонавтом на борту Юрием Гагариным. В 1967 году созданы системы хранения, переохлаждения и заправки жидкого кислорода для блока ракетно-космического комплекса «Протон», который обеспечил запуск всех межпланетных станций.

27 мая 1976 года на Уралвагонзаводе выпущен 500-тысячный вагон.

В июне-октябре 1984 года на ВДНХ экспонировалась тематическая выставка «Уралвагонзавод» - передовое предприятие машиностроения», где были представлены достижения коллектива в техническом и социальном развитии. По итогам выставки коллектив объединения награждён 400 медалями ВДНХ.

В 1993 году ПО «Уралвагонзавод» внесено в книгу Гиннеса как «самое крупное промышленное предприятие в мире», производственные корпуса которого занимают площадь 827 тысяч квадратных метров.

В 1988 году криогенное производство УВЗ создало для первого в СССР космического комплекса многоразового использования «Энергия-Буран» систему заправки и энергообеспечения.

В декабре 2011 года на Международном технологическом конгрессе доменное производство «Евраз НТМК» признано одним из лучших мире.

Часть фото материалов предоставлена городским архивом, краеведческим музеем Нижнего Тагила, музеем "Демидовская дача".

Тагильчане крупным планом Все фото